Can-Am X Race 2017 | Первородный азарт

Первый сезон квадросерии Can-Am X Race 2017 позади. Каким он был этот премьерный сезон? Чем запомнился, что дальше? Легендарный слоган: «Никаких машин! Только квадроциклы» пора сдавать в архив истории?


Время прочтения: 9-12 минут, ~14 000 знаков

 

Автор: Дмитрий Кузьмин

Фото: пресс-службы Can-Am Trophy Russia и Can-Am X Race


 

Где-то в 2007-2009 гг. на различных соревнованиях по трофи-рейдам появилось много участников на квадроциклах, которые ранее активно гонялись на внедорожных автомобилях. На вопрос, а почему они с машин пересели на квадроциклы, нередко отвечали, что в автомобильных соревнованиях началась «гонка вооружений» и всё сводится к банальной битве кошельков – скучно и неинтересно, это же хобби, а не работа.

2009 год. Can-Am Trophy. В соревнованиях принимали участие даже автомобили


Как таковой рекламной/спонсорской индустрии в технических видах спорта в России не существует. Всё держится главным образом на энтузиазме отдельных личностей и на том, что у нас достаточно участников, готовых погонять сугубо в своё удовольствие.

В сердцах вот таких обычных любителей «помесить грязь» и нашла отклик появившаяся в 2009 году гонка Can-Am Trophy. Благодаря участию обычных фанатов квадроциклов в Can-Am Trophy, этот проект заполучил свой первый драйвер для набора популярности и авторитета. В 2010 г. стартовала Открытая внедорожная квадросерия Can-Am Trophy Russia и, как говорится, процесс пошёл.

Второй драйвер успеха Can-Am Trophy Russia – это перманентный грамотный подход к организации мероприятия от прокладки маршрута до формирования отдельного информационного продукта под логотипом Can-Am Trophy Russia.

Перед руководством компании ROSAN (идейные вдохновители и главные спонсоры Can-Am Trophy Russia) надо снять шляпу в знак уважения за их терпение. Команде ROSAN и их партнёрам удалось невозможное. Они чисто коммерческое мероприятие «выходного дня» подняли до статуса одного из самых узнаваемых и авторитетных спортивных соревнований на квадроциклах в России.

Не преувеличу, если скажу, что Can-Am Trophy Russia стал маленьким Dakar российского квадроциклетного мира. О победе в Can-Am Trophy не стыдно было мечтать и двигаться к этой победе не один сезон. При этом гонка оставалась в зоне любительского формата. И никого не удивлял факт, что на каком-то этапе «золото» забирал участник, впервые заявившийся в квадросерии. За эту непредсказуемость, открывающую шанс к победе всем участникам, и любили Can-Am Trophy.

В отличие от подобных многочисленных соревнований на Can-Am Trophy Russia всегда работали профессиональные журналисты, фотографы, видео-операторы. Благодаря этому у Can-Am Trophy Russia создавалась своя уникальная медиа-история, на частичку которой можно и сейчас взглянуть шагнув по ссылке: http://www.canamtrophy.ru/media/gallery/


Третий драйвер успеха Can-Am Trophy Russia, пусть не столь очевидный, но не менее важный – в квадросерии всегда происходили какие-то изменения. Новые правила для гонщиков, новые системы контроля, новый формат участия журналистов, новые бытовые условия. Каждый год не был похож на предыдущий. Отсутствие «замершего» шаблона придавало гонке дополнительный импульс для повышения популярности и спортивной воодушевлённости, если хотите. Понятно, не всё проходило гладко, не всем нравились некоторые нововведения. Тем не менее, гонка оставалась сама по себе интересной, как для участников, так и для тех, кто за ней следил со стороны.

В 2016 году новый дистрибьютор техники BRP в России, компания FORMULA 7, объявила о прекращение существования Открытой внедорожной квадросерии Can-Am Trophy Russia.

Одновременно было заявлено об организации соревнования под названием Can-Am X Race. На первой пресс-конференции новой гонки особо подчеркивалось, что все традиции легендарной квадросерии Can-Am Trophy Russia будут сохранены.

Председателем оргкомитета Can-Am X Race выступил генеральный директор компании FORMULA 7 — Алексей Бердинских, который сам лично принимал участие во многих квадроциклетных соревнованиях, в том числе и Can-Am Trophy Russia.

В целом никто не сомневался, что человек, ранее участвовавший в соревнованиях, постарается новую гонку сделать не хуже прежней.

Получилось ли это у команды FORMULA 7 в первом сезоне Can-Am X Race 2017? Отчасти да, а где-то сама природа помогла, внеся элемент непредсказуемости.

Плюс, в гонку пришла совершенно новая техника, а уровень профессионализма некоторых пилотов вырос на столько, что у Can-Am X Race есть все шансы покинуть самый популярный в России любительский формат соревнований.

 

Первый этап Can-Am X Race, 8-11 июня, Белореченск Краснодарский край

Со стороны организаторов было сделано абсолютно всё, чтобы премьерный этап Can-Am X Race прошел в штатном режиме ралли-рейда. Правда, расчёт на то, что в июне под Краснодаром должно быть сухо и тепло, потерпел фиаско.

Поздняя весна, затяжные дожди и, как результат, много-много грязи на трассе. Все в один голос говорили: старое название квадросерии – Can-Am Trophy Russia – более соответствует тому, что происходило на трассе в течение трех дней.

В Белореченске, из-за тотальной непогоды, с трудностями столкнулись, как организаторы, так и сами участники гонки. Все решали проблемы как могли и держались до последнего.

В итоговом пресс-релизе по первому этапу Can-Am X Race написано: «…Белореченск и участники, и организаторы будут вспоминать еще долго. Девизом соревнования можно смело назвать: «Всё, что не может быть, однажды тоже может быть». И в первую очередь это касается спортивной трассы. Грязь, грязь, грязь везде… Следующая встреча организаторов и участников Can-Am X Race состоится 26-28 июля Йошкар-Ола (республика Марий Эл). И получится ли здесь окончательно оставить Trophy позади, узнаем скоро» – конец цитаты.


На первом этапе Can-Am X Race возникло масса проблем чисто организаторского характера. Команда FORMULA 7 с честью выдержала «первый бой», и даже самые отъявленные скептики поверили в возможность удачной реинкарнации легендарной квадросерии Can-Am Trophy Russia.


 

Второй этап квадросерии Can-Am X Race 2017, 26-29 июля, Йошкар-Ола

И в Йошкаре-Оле без трофи не обошлось. Плюс, там проявилась ещё одна распространенная особенность российских квадроциклетных соревнований – лесная гонка по узким дорожкам. Торчащие корни, глубокие грязевые колеи, провалы. В общем, всё как мы любим – грязно и на грани фола.

На момент проведения гонки дожди в Йошкаре-Оле прекратились. Правда, чуть раньше в Марий Эл поливало так, что множество мелких ручейков, которые перепрыгнуть можно было, превратились в настоящие полноводные реки шириной свыше 100 метров. Такая река образовалась и на запланированном маршруте одного из спецучастков гонки.

Организаторы Can-Am X Race всерьез просчитывали вопрос о возведение понтонного моста силами ближайшей воинской части. За свои внеплановые учения служивые запросили совсем не патриотичную сумму денег. Когда начали обсуждать детали предстоящей операции, выяснилось, что у вояк нет необходимого количества понтонных модулей, дабы перекрыть реку. Вернулись к срочному внесению изменений в дорожную книгу гонки.

 

Тезисно итоги этапа в Йошкаре-Оле:

  • Команда FORMULA 7 готова «костьми лечь», но провести гонку на достойном уровне.
  • В Йошкаре-Оле состоялось одно из самых красивых открытий. Набережная, базовый лагерь в центе города, уйма народу. В общем, всем всё очень понравилось. Как понравились и ежевечерние фейерверки. Атмосфера спортивного праздника удерживалась с самого начала и до конца.
  • Благодаря погоде у Can-Am X Race сохранилась та самая многими любимая непредсказуемость конечных результатов гонки.
  • Сколько не меняй название, а без элементов трофи российская квадросерия не обойдется в принципе. Природа/погода у нас такая. С этим надо просто смириться. Более того, вполне вероятно, что организаторам есть смысл специально ввести трофийные спецучастки. Решительно нет никакого смысла под кальку моделировать зарубежные «пустынные» ралли-рейды в наших условиях. Зато появится перспектива увидеть на старте больше гонщиков-любителей на ATV, которых в последние годы в сравнение с экипажами SSV становится все меньше и меньше.

На первом этапе из 56 единиц техники, зарегистрированной на гонку, класс ATV состоял из 19 квадроциклов. На втором этапе зарегистрировалось 52 экипажа – класс ATV 16 «квадратов». Меньше половины, Карл. Меньше половины! И кто-то ещё считает актуальным слоган: «Никаких машин! Только квадроциклы»? По моему скромному мнению, данный слоган остается актуальным. И пока парни на ATV принимают участие в Can-Am X Race, у этой серии есть будущее, как у настоящей гонки с первородным азартом.

В свое время некоторые заядлые квадроциклисты перестали участвовать в серии Can-Am, так как им не пришёлся по душе ралли-рейдовый формат. Другие перебрались из класса ATV в категорию SSV.

Для большинства сторонних зрителей вообще остается загадкой, как квадроцилисты умудряются мчаться по пересеченной местности и одновременно читать легенду.

На квадроцикле, если ты хочешь победить в ралли-рейде, то неизбежно придётся рисковать.

Ни один гонщик на трассу не выезжает без полного комплекта мотоциклетной защиты. К сожалению, защита не всегда спасает и спортсмены получают травмы, что, на мой взгляд, вполне естественно, для такого рода соревнований.

Серьезное отношение к безопасности гонщиков – ещё одна полезная традиция Can-Am Trophy Russia, доставшаяся по наследству X Race. На третьем этапе под Астраханью даже вертолет с медиками поставили на дежурство в базовом лагере.

 

Финал Can-Am X Race 2017. Третий этап. 6-9 сентября, Астрахань

Астраханская область, пожалуй, одно из лучших мест в России для проведения ралли-рейдов в классическом их понимании. Бескрайние степи, пусть маленькие, но барханы, тепло, сухо и… никакого трофи.

Астраханские этапы спортсмены любят и ценят. Здесь, как нигде, надо по максимуму проявить личный талант в управлении техникой и в умении правильно читать дорожную книгу.

В степях под Астраханью на этапе Can-Am X Race 2017 наиболее очевидно проявился факт, что за последние годы между обычными квадроциклам и спортивными мотовездеходами класса SSV произошёл сильнейший разрыв по базовому техническому потенциалу. И в будущем с этим разрывом придётся считаться, как и с разрывом по технической подготовке участников внутри самих классов.

В выжженных солнцем степях лидирующие экипажи в классе SSV Super Sport продемонстрировали на машинках Maverick X3 X RS прямо-таки запредельные скорости. И объективно класс SSV в целом вышел на абсолютно новый, качественно иной уровень. И это нормально.


Вполне себе обычный рабочий набор приборов штурмана в классе SSV


Глядя на лидеров, на их результаты, за ними будут тянуться другие участники. Они ради победы начнут «прокачивать» моторы, экспериментировать с амортизаторами, искать «правильные» колеса, больше тренироваться и т.д. и т.п. по списку. Но это в теории! Подчеркну, в правильной теории. В России же, как водится, правильные теории не работают.

Посмею предположить, что если Can-Am X Race 2017, развиваясь, пойдет по пути правильного западного сценария, то от былой славы серии в сообществе российских квадроциклистов останется пшик.

Для обычных квадроциклистов гонка станет малоинтересной, ибо будет представляться чем-то из «другой жизни», абсолютно несвязанной с их реальностью. Гоняют где-то «профи» – молодцы, нет вопросов. Пусть гоняют, а у нас другая «заруба».

Что делает любительскую гонку профессиональной? Рекламные бюджеты и спонсоры. Когда их нет, любители остаются обычными любителями. С одной стороны это жирный минус, с другой огромный плюс, так как естественным образом сохраняются равные условия соревнования. Ну, или начинается спор между частными кошельками. На Can-Am X Race 2017 похожий спор состоялся.

В классе SSV Super Sport между экипажами Ирек Миннахметов/Евгений Павлов (Казань/Тверь) и Артем Хайруллин/Алексей Кузьмич (Москва/Люберцы) было заключено пари: кто будет первым? Проигравший отдает победителю 30 000 Евро. По условию пари деньги при любом результате уходят на благотворительность. Что ж, отличная идея для формирования будущей новой традиции/драйвера для Can-Am X Race.


Участники и организаторы третьего этапа Can-Am X Race. Астраханская область, сентябрь 2017


Однако, пока нет новых драйверов/традиций, может имеет смысл обратиться к уже испытанным и проверенным инструментам:

1) регулярные изменения, делающие один сезон не похожий на другой;
2) стимулирование интереса к гонки со стороны обычных любителей и новичков;
3) системный, грамотный подход к общей организации и продвижению квадросерии в СМИ.
С последним пунктом у Can-Am X Race полный порядок. Какую же гонку планирует провести команда FORMULA 7 в следующем году, мы узнаем совсем скоро на пресс-конференции Can-Am X Race 2018.

В заключение хотелось бы, еще раз поздравить всех победителей Can-Am X Race 2017 . Это самые сильные гонщики на ATV и SSV в России.

ATV
1 место — Владислав Маликов (Москва)
2 место — Александр Максимов (Йошкар-Ола)
3 место — Сергей Кудашев (Златоуст)

SSV Standard (первые водители)
1 место — Владимир Лях (Каменск-Шахтинский)
2 место — Сергей Лошкарев (Белореченск)
3 место — Артем Востряков (Екатеринбург)

SSV Standard (вторые водители)
1 место — Виктор Шитиков (Каменск-Шахтинский)
2 место — Евгений Третьяков (Белореченск / Москва)
3 место — Максим Кореев (Екатеринбург)

SSV Sport (первые водители)
1 место — Алина Миннахметова (Казань)
2 место — Радик Гарифьянов (Набережные Челны)
3 место — Тимур Шигабутдинов (Казань)

SSV Sport (вторые водители)
1 место — Сергей Скрипка (Ярославль)
2 место — Ришат Шайхулов (Набережные Челны)
3 место — Виталий Евтехов (Днепр)

SSV Super Sport (первые водители)
1 место — Ирек Миннахметов (Казань)
2 место — Артем Хайруллин (Москва)
3 место — Рафаэль Фаттахов (Казань)

SSV Super Sport (вторые водители)
1 место — Евгений Павлов (Тверь)
2 место — Алексей Кузьмич (Люберцы)
3 место — Антон Ладыгин (Екатеринбург)