Электроквадроциклы | Nikola лучше, чем Tesla?

В январе 2018 компания Nikola Powersports начнет принимать предзаказы на свой электрический внедорожник Nikola Zero UTV. Цена вопроса от $35 000, а прямо сейчас можно оформить бронь за $750.

И подождите, подождите цокать языками, мол это безумно дорого для «кибитки» на четырех колесах, с которой изначально никто не собирается церемониться, как с лакированным спорткаром.

На выбор своим потенциальным клиентам Nikola Powersports предлагает две модели четырехместных «электричек»: Nikola Zero мощностью эквивалентной 415 л.с. и вариант «сайда» с электромоторами выдающим на-гора 555 л.с. На каждое колесо по 138 «лошадей», а 80% крутящего момента достигается уже на 3500 об/мин., т.е. самолетные перегрузки на старте гарантированы.

Nikola Zero предполагают оснащать разными аккумуляторами: 75 кВтч (до 160 км пробега), 100 кВтч и 125 кВтч (до 320 км без подзарядки). Верится с трудом, тем не менее.

По официальным данным Nikola Zero до «сотни» разгоняется за 3,9 секунды. Например, Tesla Model S «сотку» берет за 2,5 – 4,2 секунды, а Tesla Model 3 «выстреливает» до 100 км/ч за 5,1 – 5,6 секунды. Емкость самого могучего аккумулятора у Tesla на модели Model S P100D равна 100 кВтч, против максимальных 125 кВтч у электрического «Николы». Однако, одно дело гонять по гладкому асфальту, другое по бездорожью.

Автомобиль Tesla на обычной дороге потребляет чуть более 230 Вт на километр. На первых тест-драйвах в каменистых каньонах Nikola Zero проявил «аппетит» в 460 Вт на километр.

Максимальная скорость Nikola Zero на плотной грунтовой дороге составляет порядка 130 км/ч.

Самым сложными при создании Nikola Zero было решить задачку, а как упаковать мощные аккумуляторы в относительно малый объем.

Проблему решили, создав уникальную архитектуру аккумуляторного блока, использовав литий-ионные ячейки самой высокой емкости от LG и Samsung.

Время полной зарядки от бытовой сети 14 часов. От фирменного генератора Nikola порядка 2 часов.

Есть у Nikola Zero и охлаждающий контур обеспечивающий всей электрической системе с двигателями переменного тока на 400 Bольт нормальную работоспособность. В системе охлаждения используется биодеградируемая диэлектрическая жидкость.

Аккумуляторные батареи расположены в днище. Очевидно, что это одно из самых уязвимых мест у внедорожного «сайда». Камни, бревна – ударов не избежать. Без вода и грязи также не обойдется.

Дабы снизить возможность негативного воздействия окружающего мира на аккумуляторные блоки их запечатали в кевларовые корпуса. Весь батарейный модуль целиком приподнят на 2,5 см относительно нижней точки рамы. Снизу стальной лист защиты. Дорожный просвет доведен до рекордных в классе спортивных SSV значений – 368 мм. Для сравнения у Polaris RZR XP 4 TURBO дорожный просвет 342 мм, а Can-Am Maverick MAX X RS TURBO – 330 мм.

Вся электрика защищена по классу IP-67, что соответствует защите на 100% от проникновения пыли и защите от воды при кратковременном погружении в воду на глубину 1 метр. При этом постоянная работа в воде не предполагается. Да, и производитель не советует кататься под водой.

Еще одна особенность «Николы», которая наверняка понравится многим фанатам спортивных «сайдов» – это отсутствие ремня вариатора. Нет ремня – нет проблем. Правда «нарисовались» другие.

Например, на испытаниях экспериментальные привода не выдерживали запредельных нагрузок и рвались, в прямом смысле, как нитки. Конструкторы, уверяют, что для клиентских машин будут разработаны совершенно новые, уникальные, сверхкрепкие привода.

Колесная база 2997 мм. Подвески собраны с использованием амортизаторов FOX Podium. Хода передней и задней подвесок 508 мм. Опять рекордное значение для спортивного класса SSV с обычными ДВС.

Приборная панель в виде «планшетника». Через него осуществляется контроль за расходом заряда и мониторинг других работающих узлов.

Смена режимов 4х4 или 2х4 совершаются посредство переключателя расположенного на центральном туннеле.

Помимо прочего Nikola Zero будет оборудован камерами ночного виденья, которые помогут в темное время максимально безопасно перемещаться по пересеченной местности.

В настоящее время существует только один рабочий прототип. Руководитель проекта Nikola’s Trevor Milton говорит, что в 2018 году они планируют сделать несколько сотен таких машин. План на 2019 год: изготовить нескольких тысяч единиц.

На сегодняшний день, цена за базовую версию с аккумуляторным блоком 75 кВт/ч – $35 000. Версия с «аккумом» 125 кВт/ч – 55 000 долларов. Для спортивного класса SSV определенно дорого даже по меркам Америки и Канады.

И, невзирая на все «плюсы» электрического квадроцикла, будущие  Nikola Zero, точно не будет на все 100% безоблачным.

Тем не менее, как бы сейчас ни выглядело парадоксально, а Nikola Zero UTV вполне возможно откроет совершенно новый пласт клиентов, готовых приобретать скоростные внедорожники на батарейках. Откуда такой шанс?

Если вспомнить проект семилетней давности BRP Can-Am eCommander. Потом, не очень-то большую популярность электрических UTV, находящихся сейчас в продаже от других производителей. Мы увидим, что все прошлые и нынешние модели электрических мотовездеходов по своим ТТХ отличаются от Nikola Zero, как «Запорожец» от Lamborghini.


BRP Can-Am eCommander 2010 г.

Основные параметры: мощность мотора – 23 кВт; литиевая батарея-21,2 кВт/ч; рабочее напряжение – 48V; заявленная дальность – 160 км; время зарядки – 2 часа; максимальная скорость – 40 км/ч.

Один прототип Can-Am eCommander даже был завезен на территорию России, где подвергся жестким экспериментам и был одним из испытателей цинично затоплен.

На появление Can-Am eCommander рынок не ответил соответствующим спросом. Электрический «Коммандер» для своего времени стал неплохим имиджевым проектом и не более того.

Пожалуй, главная стратегическая ошибка всех известных производителей ATV и SSV заключается в том, что они пытаются без изменения компоновки из существующих моделей с ДВС построить электрическую версию.

Само появление Nikola Zero UTV со строенными в пол аккумуляторными батареями, яркое тому подтверждение. Конструкторы «ЭлектроНиколы» просто по иному взглянули на вопрос расположения аккумуляторов и нашли оригинальный ответ.


Polaris RANGER EV

Премьера этого мотовездехода состоялась в 2010 г. Они и по сей день в продаже. Однако, первая модель от модели 2018 года отличается лишь внешним обликом.

В технологическом плане, касающейся электрической начинки, наблюдается застой. Во всяком случае, по открытым данным ТТХ. И уже как-то слишком тактично умалчиваются данные о пробеге на полной зарядке батарей.

На RANGER EV один 48B асинхронный электродвигатель переменного тока. Мощность эквивалентна 30 л.с. В качестве питания используется комплект аккумуляторов емкостью 11,7 кВт/ч. Заряжаются батареи от бытовой сети 110 В.

По конструкции Polaris RANGER EV полностью идентичен своему собрату RANGER с бензиновым двигателем.  Аккумуляторные батареи находятся под сидением на месте топливного бака. Цена в России RANGER EV от 1 099 000 руб. Стоимость сравнима с ценой за мотовездеход с обычным двигателем. Получается, единственный смысл в покупке электрической «кибитки» – это прослыть на всю округу продвинутым защитником природы, готовым медленно и недолго ползать вокруг своей дачи.


Textron PROWLER EV 2018 г.

Данная модель прямой потомок электрических мотовездеходов выпускавшихся с 2008 года под брендом Bad Boy Buggies. В 2017 г. компания Textron приобрела известную фирму Arctic Cat, так и появилось новое название Textron PROWLER EV. Вполне вероятно, что когда-нибудь эти аппараты появятся и в России. Но если они останутся в том виде в котором прибывают сейчас, то единственное что их ждет у нас, так это красивой скульптурой украшать шоурумы дилеров.

Аккумуляторная батарея с напряжением 12 В. Два двигателя 72V спереди и сзади. Мощность 38 л.с. Время зарядки 8-12 ч. Максимальная скорость 40 км/ч. По мнению производителя самая оптимальная скорость 25 км/ч. Сколько можно проехать даже на такой скорости не уточняется. Цена в Америке от $10 500

Все прошлые и нынешние модели UTV, кроме хороших фотографий и любви к природе, ничего другого не могли предложить своим клиентам.


Пусть официальное название Nikola Zero UTV (Utility Task Vehicle), но этот side-by-side кроме утилитарных функций, готов выполнять роль внедорожного спорткара и служить своему владельцу сверхмощным развлекательным болидом. За этот адреналиновый аттракцион, люди готовы платить звонкой монетой.

К тому же, по статусу технической продвинутости у Nikola Zero есть хороший потенциал вступить в заочное соперничество с продукцией Tesla.

Соответственно, приобретение Nikola Zero автоматически будет добавлять положительный очков в имидж своего водителя. А это по современным стандартам, один из лучших драйверов для увеличения продаж в сегменте дорогих игрушек для взрослых.

В общем, у Nikola Zero UTV есть неплохие стартовые позиции для выхода на рынок. Правда, при условие, если концепция размещения аккумуляторных батарей в днище экстремального внедорожника при реальной эксплуатации не окажется провальной. Все-таки вес машины 1587,57 кг против средней массы в 750-800 кг у обычных SSV. Но, инженеры Nikola Powersports вряд ли так просто сдадутся.

Судя по всему тему техники для активного отдыха компания Nikola Powersports взяла в глобальную разработку. И вероятно, мы сейчас становимся свидетелями появления нового серьезного производителя.

В ноябре 2017 г. Nikola Powersports приобрела калифорнийскую компанию Free Form Factory, занятой производством эксклюзивных корпусов для стоячих гидроциклов. Параллельно в Free Form Factory велись работы по проектированию и созданию электрического гидроцикла.

Один из опытных экземпляров «стоячки» Free Form Factory и привлек внимание Nikola Powersports.

Уже к апрелю 2018 года планируется создать производственный прототип гидроцикла, который по уверению представителей Nikola Powersports ни в чем не будет уступать обычным «гидрикам», а по некоторым параметрам превзойдет их.

Подтвержденных технических подробностей пока нет. Кроме заверения, что гидроцикл можно будет зарядить за 30 минут. Ориентировочная мощность 70 л.с.

Еще Nikola Powersports активно работает над созданием серийного грузовика с полностью электрической трансмиссией, работающей на литиевых батареях высокой плотности в паре с водородными топливными элементами.

Мощность грузовик Nikola One более 1000 л.с. пробег глубоко за 1000 километров. Свой грузовик они представили на год раньше, чем Tesla.

Официальный сайт Nikola Powersports