Arctic Cat M8000 153 Hardсore EVO | Скандинавский Хард кот

Горный снегоход Arctic Cat M8000 153 Hardсore EVO – новый двигатель, новая платформа. «Коты» наконец-то проснулись от спячки и решили вернуть себе былую славу повелителей гор.

Автор текста: Дмитрий Кузьмин
Фото: автора

 

 

 

 

За последние 5-6 лет компания Arctic Cat серьезно отстала от своих конкурентов Polaris и BRP. Многие не верили, что «котам» удастся вернуться в касту авторитетных производителей горных снегоходов. Cлишком очевидно было превосходство «горников» Polaris RMK на раме AXYS и Ski-Doo Summit на платформе REV Gen4. Немалую часть клиентов на себя оттягивала и модель Lynx BoonDocker DS.

Стоит вспомнить – именно компания Arctic Cat в 2005 году вывела на рынок горный снегоход серии M7 (140 л.c.; сухой вес 208 кг.; ширина между лыж 99 см) и народ узнал что-такое бундокинг.

Arctic Cat M7 – прародитель всех нынешних горных снегоходов. Контрруление, «неправильная» нога, «бульдог» – все элементы современной техники управления «горником» зарождались на этой машине

Легендарный M7 создавался при непосредственном участии двух великих снегоходчиков: профессора Брета Расмуссена (Bret Rasmussen) и прорайдера Криса Бурандта (Сhris Burandt).

Крис Бурандт (Сhris Burandt) и Брет Расмуссен (Bret Rasmussen) – в начале двухтысячных годов придумали и стали основателями новой манеры катания на горных машинах под названием бундокинг

По словам Брета Расмуссена на создание M7 ушло пять лет испытаний и тестов. Наконец им удалось заставить снегоход бундочить т.е. ездить по склону траверсом, разворачивать на «неправильной» ноге, заезжать туда куда ранее и смотреть было страшно.

Бред Расмуссен на снегоходе Arctic Cat M-cерии

Создав Arctic Cat M7 Брет Расмуссен (Bret Rasmussen) и Крис Бурандт (Сhris Burandt) дали жизнь новому снегоходному направлению под названием бундокинг.

За M7 последовала модель М8. С 2005 до 2011 года компания Arctic Cat настолько далеко убежала от конкурентов, что по горным склонам Америки и Канады народ катался исключительно на «котах». Других марок горных снегоходов как-бы и не существовало.

2010 Arctic Cat M8 Sno Pro 162” 794cc

После 2010 года горная тема в Arctic Cat забуксовала. Бухгалтеры одержали верх над передовыми горными идеями.

В 2011 году Крис Бурандт начинает активное сотрудничество с Polaris. С 2012 г. Брет Расмуссен официальный амбассадор BRP Ski-Doo. В последующие 5-6 лет Polaris и BRP совершают колоссальный рывок по усовершенствованию горных машин.

Прорайдеры всегда аккуратны в своих выводах и не выносят однозначных вердиктов, мол Polaris – хорошо, а Ski-Doo хуже или наоборот.

В спорах про «горники» между теми, кто действительно умеет ездить в горах обсуждения разворачиваются вокруг стилей управления, личных предпочтений и опыте. Так же об уровене технического обслуживания у официалов, тюнингу и ценах на запчасти.

Объективно, снегоходы Polaris RMK и Ski-Doo Summit – очень достойные конкуренты и обе машины отлично себя чувствуют в горах. Чего нельзя было сказать про снегоходы Arctic Cat вплоть до 2017 года, пока не появилась первая модификация Arctic Cat Hardсore со старым мотором, старым дизайном, но уже с новыми элементами платформы Ascender.

Arctic Cat M8000 153 Hardсore еще в старой «будке» и с двигателем Suzuki

Hardсore «разлива» 2017 года адекватен по управлению. Для «кота» он удивительно легко заваливается набок. У мотора Suzuki отсутствует «середина». Двигатель работает в режимах «вкл» и «выкл». Машина не дружелюбна к новичкам. Не дружественность частично лечится перенастройкой вариатора. Бонус – легендарная японская надежность мотора.

Arctic Cat M8000 153 Hardсore 2017 г. в горах Приискового. Дефицита мощности нет

Кто сумеет приручить эту старую, дикую «кошку», тому в горах будет радость и счастье. Первый Hardсore встречается в продаже и может стать хорошим по бюджету заходом в горно-снегоходную цивилизацию.

Arctic Cat M8000 153 Hardсore EVO 2018 модельного года, конечно же, гораздо интересней, как в техническом плане, так и по эргономике. Правда, есть нюансы, но обо всем по порядку.

Arctic Cat M8000 153 Hardсore EVO 2018 года на слонах Лаго-Наки

На премьерной презентации Hardсore EVO 2018 г. у представителей компании «Сумеко» спросил: «Неужели в Arctic Cat начал работать прорайдер-консультант».

Ответ удивил и порадовал. Имена с явками не сдали, но уверено прошептали, что американцам Hardсore «пилят» скандинавские парни.

С новым мотором Hardсore EVO уверенно заходит в гору на «пятке» даже по тяжелому весеннему снегу на плато Лаго-Наки

Бундокинг – активная манера управления горным снегоходом с целью проехать там, где проехать вроде и невозможно. Чем круче склон и больше деревьев, тем интересней. Горные ручьи, засыпанные рыхлым снегом по самые края берегов – отдельный экстаз. В целом техника бундокинга едина, но сформировалось несколько стилей управления, если хотите – идеологий управления.

Экстремальный – стиль Криса Бурандта (Сhris Burandt) – заезжаем, можно сказать «на ушах», но чертовски красиво. Получаем кайф и литрами глотаем адреналин.

Профессорский – стиль Бреда Расмуссена (Bret Rasmussen) – катаемся в свое удовольствие, заезжаем куда хотим, но не забываем об экономии своих сил. Меньше устаем, больше катаемся.

Скандинавский стайл – не знаем кто такие Бурандт и Расмуссен, курок до упора, снегоход на «пятку». С поднятыми лыжами мчимся везде и как можно дольше.

Разумеется, разделение на стили условное и названия могут быть другими. Суть не поменяется. Каждый райдер вырабатывает свой стиль катания. И это объясняет, почему кто-то фанатично предан Polaris AXYS. Другие влюблены в Ski-Doo Summit или покорились обаянию Lynx BoonDocker DS.

Производители давно смекнули, что и внутри фирменной модельной линейки должны быть аппараты «заточенные» под разные стили. Наглядное доказательство: Polaris Assault и Ski-doo Freeride.

Про стили вспомнил исключительно для идентификации стилистической принадлежности нового Arctic Cat M8000 153 Hardсore EVO. А это в свою очередь, поможет раскрыть суть этого снегохода, его характер.

2018 год. Приисковый. Arctic Cat M8000 153 Hardсore EVO готов к тест-драйву

У Hardсore EVO абсолютно новый мотор 800 С-TEC 2 мощностью в 160+ л.с.

Фанаты Arctic Cat (а их в России немало) могут выдохнуть. Теперь и у них есть современный, полноценный «горник», у которого против конкурентов имеются сильные «козыри».

Мотор 800 C-TEC2 целиком и полностью разработан в Arctic Cat

Двигатель Arctic Cat 800 C-TEC2 с системой двухступенчатого впрыска Dual Stage Injection (DSI).

По сравнению с предыдущим мотором Suzuki 800 новая силовая установка обладает на 36% большим крутящим моментом при оборотах до 5000 об/мин; на 30% уменьшено потребление масла при оборотах менее 7000 об/мин. Мощность 16о+ л.с.

Динамичный подрыв на малых оборотах, сочная середина и мощные верхи.

Радиатор системы охлаждения установлен не в «хвосте» туннеля, а максимально сдвинуть к передней части. Такое техническое решение избавляет туннель от образования тяжелой наледи во время длительных выездов.

Конструкция задней подвески Float-Action выполнена опять же с расчетом, чтобы внутри гусеничного контура скапливалось меньше снега. Амортизаторы FOX FLOAT 3 QSL с тремя регулировками на сжатие: «Light», «Medium» и «Locked». Ход задней подвески 39,37 см.

Трак Power Claw – ширина 381 мм; длинна 3886 мм; высота грунтозацепов 76 мм. Направляющие «рельсы» максимально облегчены

Передняя подвеска Arctic Mountain. Расстояние между лыж изменяется в приделах 87,6-97,8 см.

Стойки изготовлены из кованого алюминия. А-образные рычаги из легированной стали. Лыжи ProClimb с переменной шириной. Ширина мысков 178 мм. По центру – 165 мм.

Подобная форма лыж помогает снегоходу «всплывать» в рыхлом снегу, однако при контруление самая широкая часть лыж не мешает вставать набок. Ход передней подвески 180 мм.

Борьба за минимальный вес снегохода во время катания, одна из генеральных маркетинговых линий Arctic Cat. Они ее гнут с прилежностью отличника-зубрилы.

В фирменных буклетах встречаются сравнительные таблицы с результатами замеров веса снегоходов до выезда в снег и после. Сравнивают с конкурентами и со своими предыдущими моделями.

Объективность сравнений вызывает здоровый скепсис. А вот личные ощущения от способностей Hardсore EVO на склонах в глубоком снегу без всяких оговорок позитивны и вдохновляющие.

Радикально зауженный корпус позволяет наклонить снегоход максимально близко к слону.

Вместе с передней подвеской на 10% заузили боковые облицовочные панели. Подножки уменьшили по ширине на 2,5 см

При завале набок передняя подвеска не вступает в борьбу с райдером. Задняя подвеска хорошо сбалансирована. Конечно, если предварительно райдер ее настроит под себя, «поиграв» с регулировкой амортов.

Еще на первом «хардкоре» заводские инженеры изменили угол атаки гусеницы, уменьшив его на 9,7 градусов. Ведущий вал был опущен на 3 см ниже, что позволило поставить гусеницу с зацепом высотой 76 мм.

На траверсе Hardсore EVO легко держать баланс. По склону идешь в режиме, в котором тебе нужно. Равномерна тяга в широком диапазоне оборотов двигателя с «прозрачным» курком газа не провоцирует резких рывков с запилами.

Естественно, случаются ошибки. На выходе с траверсы вверх не «запиливался» лишь тот, кто ни разу не был в горах.

За рулем Hardсore EVO «запилов» будет однозначно меньше. У двигателя хороший запас по мощности и тяге на верхних оборотах. Соответственно, больше шансов, свою ошибку в управление компенсировать голой мощью мотора. Главное, не спалить ремень вариатора.

Мощный подрыв с «низов» – заслуга не одного нового мотора.

На Hardсore EVO вариатор TEAM Rapid Response II. Он быстрее реагирует на изменения положения курка газа и как утверждает производитель на 12.5% эффективней при старте.

Вариатор с технологией автоматической регулировки натяжения ремня. При необходимости быстро и точно перенастраивается под индивидуальную манеру езды райдера.

Вообще любой снегоход надо настраивать под конкретного пилота. «Горник» особенно. У каждого райдер свой опыт, манера управления и предпочтения.

Наглядный пример. По совету друзей владелец новенького Hardсore EVO установил высоченную простаку на руль. Не откатав и дня, прямо на склоне он схватился за гаечные ключи. Открутил «башенный кран» и вернул заводскую маленькую проставку. При этом уточнил, что потом надо еще ниже руль опустить.

Еще один пример с Hardсore EVO. По ходу каталки райдер пересел со своего Polaris на тестового «Кота». Через пять минут возвращается и сходу две претензии: сидение полный отстой, подножки жутко скользкие, сваливаешься с них при каждом маневре.

Минуло пару часов, райдер вкатился, попривык к новому для себя снегоходу. Почувствовал машину. Смелее начал действовать на склоне.

По итогу резюме: сидение в целом-то не такое плохое, но если будет жестче и ниже все-таки лучше. Претензия к скользким подножкам осталась, но одновременно подмечено, что за счет узких подножек снегоход меньше «якорится», шустрее выскакивает из «запилов». Снегоход легче прижать к склону.

Подножки заужены на 2,5 см. Такое ощущение их резали четко под ширину снегоходного ботинка

С учетом активного драйва в горах подножки у Hardсore EVO действительно неприлично скользкие. Проблема купируется двумя способами: ты привыкаешь или нехитрый тюнинг, скажем при помощи саморезов, решает всю проблему.

Приборная панель DELUXE отражает показания: одометра, спидометра, высотомера, максимальные обороты, температуру двигателя, счетчик моточасов, часы, уровень топлива, напряжения бортовой сети. Одна из самых навороченных «приборок» среди всех ныне существующих «горников».

Так под какой стиль бундокинга «заточен» M8000 153 Hardсore EVO? Ответ: скандинавский стайл.

Снегоход охотно встает на «пятку». Задняя и передняя подвески с продвинутыми амортизаторами не двусмысленно приглашают много прыгать. В глубоком снегу аппарат свободно перекидывает с одного бока на другой даже когда райдер стоит в обычной стойке.

А как же скользкие подножки? Посмею предположить, что для безумных парней, гоняющих в скандинавском стиле – эти подножку будут самыми лучшими подножками из всех существующих на горниках. Они меньше всех «якорят» снегоход, не рвут ботинок и экипировку. Просто надо покрепче стоять на ногах и не расслабляться.

Уверен новый «кот» придется по душе молодым райдерам. Старички же, признавая все достоинства Hardсore EVO по мотору и управлению, непременно затюкают его за эти скользкие подножки. Что нормально.

По отдельным позициям можно потюкать абсолютно любой «горник». У одних мотор надо капиталить через 2-3 тысч. пробега. Другие многих расстраивают своими гусеницами с непонятными гибкими краями. Третьи «снежики» немало народа раздражают своими короткими тунелями. И в этом есть прелесть.

Представьте: все катаются на абсолютно одинаковых, идеальных снегоходах. Представили? Скучно же! Сразу захочется что-то другое. Снегоход, который был непохожим на других. Со своей изюминкой, со своим характером.

И у Arctic Cat Hardсore EVO есть свой характер.

Технические характеристики Arctic Cat M 8000 153 Hardсore EVO
Двигатель 2-тактный
Цилиндры 2
Объем, см3 794
Мощность, л.с. 160+
Охлаждение жидкостное
Система питания двухступенчатый впрыск
Бак, л 44,3
Расстояние между лыж, мм 876-978
Высота грунтозацепа, мм 76